CodeNet / Языки программирования / Ассемблер / Windows / Assembler & Win32. Курс молодого бойца
Оконное приложение
6 октября 2006 года
На этом уроке мы напишем оконное приложение на ассемблере. Я буду писать его на MASM. Это приложение я постарался сделать наиболее минимальным и понятным.
.386p .model flat, stdcall option casemap:none includelib .\masm32\lib\kernel32.lib includelib .\masm32\lib\user32.lib include .\masm32\include\windows.inc include .\masm32\include\kernel32.inc include .\masm32\include\user32.inc .data newhwnd dd 0 hInst dd 00000000h szTitleName db 'Window Application',0 szClassName db 'ASMCLASS32',0 msg MONMSGSTRUCT <?> ; структура сообщения wc WNDCLASS <?> ; структура класса .code start: Invoke GetModuleHandle,0 ; получаем hInstanse Mov [hInst], eax Mov [wc.style], CS_HREDRAW+CS_VREDRAW+CS_GLOBALCLASS ; устанавливаем стиль окна Mov [wc.lpfnWndProc], offset WndProc ; Mov [wc.cbClsExtra], 0 Mov [wc.cbWndExtra], 0 Mov eax, [hInst] Mov [wc.hInstance], eax Invoke LoadIcon,0,IDI_APPLICATION ; получаем значок приложения по ; умолчанию Mov [wc.hIcon], eax Invoke LoadCursorA,0,IDC_ARROW ; получаем курсор по умолчанию Mov [wc.hCursor], eax Mov [wc.hbrBackground], COLOR_BACKGROUND+1 Mov dword ptr [wc.lpszMenuName], 0 Mov dword ptr [wc.lpszClassName], offset szClassName ; задаём имя класса ;окна Invoke RegisterClassA,offset wc ; регистрируем класс окна Push 0 Push [hInst] ; дескриптор Push 0 Push 0 Push CW_USEDEFAULT ; высота Push CW_USEDEFAULT ; ширина Push CW_USEDEFAULT ; y Push CW_USEDEFAULT ; x Push WS_OVERLAPPEDWINDOW ; стиль Push offset szTitleName ; заголовок окна Push offset szClassName ; имя класса Push 0 ; дополнительный стиль Call CreateWindowEx ; создаём окно mov [newhwnd], eax ; сохраняем его дескриптор invoke ShowWindow,[newhwnd],SW_SHOWNORMAL; показываем окно invoke UpdateWindow, [newhwnd]; обновляем его msg_loop: ; запускаем цикл обработки сообщений invoke GetMessage,offset msg, 0,0,0 cmp ax, 0 je end_loop invoke TranslateMessage, offset msg invoke DispatchMessage, offset msg jmp msg_loop end_loop: invoke ExitProcess, 0 WndProc proc uses ebx edi esi, hwnd:DWORD, wmsg:DWORD, wparam:DWORD, lparam:DWORD Cmp [wmsg], WM_DESTROY Je wmdestroy Cmp [wmsg], WM_KEYDOWN Je wmkeydown Invoke DefWindowProcA,[hwnd],[wmsg],[wparam],[lparam] ; вызываем стандартный обработчик сообщений Jmp finish wmkeydown: cmp [wparam], VK_ESCAPE je wmdestroy; если нажата клавиша Escape то выход jmp finish wmdestroy: invoke PostQuitMessage, 0 invoke ExitProcess, 0 ; выход finish: ret WndProc endp end start
В самой первой строке мы получаем hInstanse т.е хендл приложения, фактически это база образа приложения, т.е. то место в памяти в которого начинается наша программа. Не пойму, зачем именно это нужно, но это зачем-то нужно. Функция GetModuleHandle нужна для получения хендла библиотеки (фактически хендл библиотеки это и есть её база образа), параметром этой функции надо передавать имя библиотеки, но если мы укажем 0, то получим хендл нашего приложения. Потом мы заполняем структуру класса окна, т.е. задаём атрибуты класса окна.
Mov [wc.lpfnWndProc], offset WndProc
Этой строкой мы указываем, какая функция будет обрабатывать сообщения окна. Функция, которая обрабатывает сообщения окна, называется оконной функцией. Оконная функция вызывается всякий раз, когда окну было прислано какое-либо сообщение.
Потом мы получаем иконку окна с помощью функции LoadIcon, в качестве первого параметра этой функции надо передавать хендл приложения, но мы указали 0 поэтому мы получим стандартный значок окна. Во втором параметре мы указываем указатель строку, которая содержит имя иконки, которую мы хотим получить, но если мы укажем определённую константу, то сможем получить предопределённую иконку. Точно также мы получаем курсор, т.е. его хендл.
Потом мы вызываем RegisterClass, единственным параметром которой является указатель на структуру, которая описывает новый класс окна.
Потом мы создаём окно с помощью функции CreateWindowEx.
HWND CreateWindowEx( DWORD dwExStyle, // расширенный стиль окна LPCTSTR lpClassName, // имя класса LPCTSTR lpWindowName, // заголовок окна DWORD dwStyle, // стиль окна int x, // позиция х int y, // позиция у int nWidth, // ширина int nHeight, // высота HWND hWndParent, // хендл окна родителя HMENU hMenu, // хендл меню HINSTANCE hInstance, // хендл приложения LPVOID lpParam //указатель на данные (обычно они не нужны) );
После создания окна мы показываем его и обновляем. Потом запускаем бесконечный цикл обработки системных сообщений.
В оконной функции мы получаем сообщение и обрабатываем его. Если тип сообщения WM_DESTROY, то мы прыгаем на соответствующую метку, после которой вы выходим из нашей программы. Если была нажата клавиша, то мы продолжаем обработку и смотрим, нажата ли клавиша escape, если да, то выходим. Если сообщение, какое либо другое, то вызываем стандартный обработчик сообщений окна. Этот обработчик превращает наше окно в настоящее "живое" окно, которое может двигаться, расширятся и свёртываться. Можно и не вызывать эту функцию, но для того чтобы окно стало живым нам придётся вручную обрабатывать все сообщения окна, а это просто нецелесообразно.
Вот и написали мы оконное приложение. Мне кажется для первого раза это не слишком трудно. Надеюсь, этот урок был не слишком скучным.