Введение в PHP5
Примечание от администратора: PHP 5 - не стабилен. Использование допустимо исключительно в тестовых целях
PHP5 ещё официально не вышел, но "рабочие" версии уже трудоспособны (равно как и нестабильны!), так что мы вполне можем начать изучение новых возможностей грядущего релиза PHP и попрактиковать с ними. В этой статье мы поговорим о трёх основных нововведениях в PHP5:
- Новая объектная модель
- Исключения
- Пространства имён
Но сначала пара официальных заявлений:
- Некоторые из приведённых в данной статье решений воспроизводимы в PHP4, но, тем не менее, их описание присутствует и здесь для большей удобочитаемости и целостности всей статьи.
- Некоторые из описанных в данной статье особенностей в конечном релизе PHP5 могут быть изменены.
PHP5 ещё не выпущен и мне неизвестно, когда это произойдёт, но уже сейчас вы можете потестировать и изучить новые возможности языка, скачав рабочую версию PHP5 с http://snaps.php.net и установив её. По этой ссылке вы можете найти готовые для установки Windows и Linux версии PHP5. Инсталляция проходит как у любого нормального релиза PHP, так что все бегом за новой игрушкой.
Новая объектная модель
В PHP5 объектную модель основательно подлатали и добавили много новых возможностей, благодаря чему PHP5 стал "чем-то" напоминать Java. В этой части нашей статьи будет описана эта новая объектная модель и приведено несколько небольших примеров, чтобы вам обозначить исходный рубеж для ваших экспериментов.
- Конструкторы и деструкторы
- Объекты как ссылки
- Клонирование объектов
- Дескрипторы Private, Public и Protected
- Интерфейсы
- Абстрактные классы
- __call
- __set and __get
- Закрытые члены
Конструкторы и деструкторы
В PHP4 конструктор именуется так же как и сам класс, а деструкторы отсутствуют полностью.
В PHP5 конструктор класса именуется __construct, а деструктор - __destruct.
Пример 1: Конструкторы и деструкторы
<?php class foo { var $x; function __construct($x) { $this->x = $x; } function display() { print($this->x); } function __destruct() { print("ну, пока, до скорого"); } } $o1 = new foo(4); $o1->display(); ?>
Как вы видите, деструктор вызывается перед самым уничтожением класса.
Объекты как ссылки
Как вам уже наверняка известно, в PHP4 переменные передаются в функции/методы по значению (передаётся копия), если в объявлении функции не поставлен символ '&', указывающий на то, что переменная должна передаваться как ссылка. В PHP5 объекты передаются всегда как ссылки. Присваивание объектов тоже происходит по ссылке.
Пример 2: Объекты как ссылки
<?php class foo { var $x; function setX($x) { $this->x = $x; } function getX() { return $this->x; } } $o1 = new foo; $o1->setX(4); $o2 = $o1; $o1->setX(5); if($o1->getX() == $o2->getX()) print("Ох ты, Боже мой!"); ?>
Клонирование объектов
Если объекты присваиваются и передаются по ссылке, то вам нужно как-то создавать и копии объектов. Для этого используйте метод __clone.
Пример 3: Клонирование объектов
<?php class foo { var $x; function setX($x) { $this->x = $x; } function getX() { return $this->x; } } $o1 = new foo; $o1->setX(4); $o2 = $o1->__clone(); $o1->setX(5); if($o1->getX() != $o2->getX()) print("Копии взаимонезависимы"); ?>
В программировании клонирование разрешено, так что всё легально ;-)
Дескрипторы Private, Public и Protected
В PHP4 все методы и переменные внутри объекта были доступны извне, другими словами все методы и переменные всегда были открытыми. В PHP5 вводится три дескриптора для осуществления контроля над доступом к переменным и методам: Public, Protected и Private.
- Public (открытый): Метод/переменная доступны из любого места в коде.
- Private (закрытый): Закрытые методы или переменные доступны только внутри класса.
- Protected (защищённый): Защищённые методы или переменные доступны только внутри класса, где они были объявлены и из его производных классов.
Пример 4: Public, protected and private
<?php class foo { private $x; public function public_foo() { print("Это открытый метод"); } protected function protected_foo() { // Всё правильно, мы можем вызывать закрытые методы, // потому что мы находимся в том же классе $this->private_foo(); print("Это защищённый метод"); } private function private_foo() { $this->x = 3; print("Это закрытый метод"); } } class foo2 extends foo { public function display() { $this->protected_foo(); $this->public_foo(); // $this->private_foo(); // Неправильно! В базовом классе метод закрыт } } $x = new foo(); $x->public_foo(); //$x->protected_foo(); // Неправильно, защищённые методы могут вызываться только из // того же класса или его производных классов //$x->private_foo(); // Неправильно, закрытые методы могут быть вызваны только в // классе, где они были объявлены $x2 = new foo2(); $x2->display(); ?>
Совет разработчикам: Переменные класса всегда следует делать закрытыми, прямой доступ к переменным - не очень хорошая практика в ООП, лучше всего для доступа/изменения переменных класса определять специальные методы.
Интерфейсы
Как вы знаете, PHP4 поддерживает наследование классов синтаксисом "class foo extends parent". В PHP4 И в PHP5 класс может наследовать только один класс, то есть множественное наследование не поддерживается. Интерфейсом называется класс, в котором не реализуется ни один метод, определяются только названия методов и набор передаваемых им параметров. Впоследствии классы могут 'реализовывать' сколь угодно много интерфейсов, показывая тем самым, что тот или иной класс реализует методы, определённые в интерфейсе.
Пример 5: Интерфейсы
<?php interface displayable { function display(); } interface printable { function doprint(); } class foo implements displayable,printable { function display() { // код } function doprint() { // код } } ?>
Использование интерфейсов полезно для более удобного чтения и понимания кода: прочитав объявление класса, мы увидим, что класс реализует интерфейсы displayable и printable; это означает, что класс должен иметь методы display() и doprint(). Как эти методы реализованы - значения не имеет, главное - уже из объявления класса, вы знаете, что можете вызывать эти методы.
Абстрактные классы
Абстрактным называется класс, который может использоваться только как базовый (то есть создавать объекты этого класса нельзя). Как и в любом нормальном базовом классе, в абстрактном классе вы можете определять методы и переменные.
В абстрактном классе также можно определять абстрактные методы: методы, которые не реализованы в абстрактном классе, но которые обязательно должны быть реализованы в производных классах.
Пример 6: Абстрактные классы
<?php abstract class foo { protected $x; abstract function display(); function setX($x) { $this->x = $x; } } class foo2 extends foo { function display() { // Код } } ?>
__call
С PHP5 вы можете реализовать в классе специальный метод __call(), как метод для "отлова" всех нереализованных в данном классе методов. Метод __call (если он определён) вызывается при попытке вызвать недоступный или несуществующий метод.
Пример 7: __call
<?php class foo { function __call($name,$arguments) { print("Вызывали? Я - $name!"); } } $x = new foo(); $x->doStuff(); $x->fancy_stuff(); ?>
Этот специальный метод может быть использован для реализации перегрузки методов: вы можете исследовать полученные аргументы и в зависимости от результата вызвать подходящий для данного случая закрытый метод, например:
Пример 8: Перегрузка методов с помощью __call
<?php class Magic { function __call($name,$arguments) { if($name=='foo') { if(is_int($arguments[0])) $this->foo_for_int($arguments[0]); if(is_string($arguments[0])) $this->foo_for_string($arguments[0]); } } private function foo_for_int($x) { print("у, смотрите, целое число!"); } private function foo_for_string($x) { print("у, смотрите, строка!"); } } $x = new Magic(); $x->foo(3); $x->foo("3"); ?>
__set и __get
Но это ещё не всё, теперь вы можете определить методы __set и __get для "отлова" всех попыток изменения или доступа к неопределённым (или недоступным) переменным.
Пример 9: __set и __get
<?php class foo { function __set($name,$val) { print("Привет, вы попытались присвоить значение $val переменной $name"); } function __get($name) { print("Привет, вы пытались обратиться к $name"); } } $x = new foo(); $x->bar = 3; print($x->winky_winky); ?>
Указание типов для аргументов
В PHP5 вы сможете "сказать" методу, что он должен получить в качестве аргумента объект определённого типа.
Пример 10: указание типов
<?php class foo { // код ... } class bar { public function process_a_foo(foo $foo) { // Ещё какой-нибудь код } } $b = new bar(); $f = new foo(); $b->process_a_foo($f); ?>
Как вы заметили, перед именем аргумента теперь можно поставить имя его класса, и таким образом PHP5 определит, что переменная $foo должна быть класса foo.
Статические члены класса
Статические члены и статические методы могут использоваться для реализации того, что в ООП называется "методы класса" и "переменные класса".
"Статическим методом класса" называют метод, который можно вызвать без создания объекта этого класса.
"Переменной класса" называют переменную, к которой можно обратиться без создания объекта этого класса (и метод доступа при этом не потребуется).
Пример 11: методы класса и переменные класса
<?php class calculator { static public $pi = 3.14151692; static public function add($x,$y) { return $x + $y; } } $s = calculator::$pi; $result = calculator::add(3,7); print("$result"); ?>
Исключения
Исключения - это общепринятый подход к обработке ошибок и неожиданных ситуаций в таких языках как Java и C++; в PHP5 перехват исключений реализован с помощью пары "try" - "catch".
Пример 12: Исключения
<?php class foo { function divide($x,$y) { if($y==0) throw new Exception("деление на ноль недопустимо"); return $x/$y; } } $x = new foo(); try { $x->divide(3,0); } catch (Exception $e) { echo $e->getMessage(); echo "\n<br />\n"; // Какие-нибудь драконовские меры } ?>
Как вы видите, "try" используется для обозначения блока, в котором находятся ошибки, обрабатываемые оператором "catch", стоящим в конце блока. В блоке "catch" вам нужно реализовать вашу собственную политику обработки ошибок. В итоге получаем удобочитаемый код и всего один блок обработки ошибок.
Исключения, определённые пользователем
Для обработки непредвиденных проблем в ваших программах вы можете определить ваши собственные исключения. Всё, что вам нужно - это просто дополнить (extend) класс Exception, определив конструктор класса и метод getMessage.
Пример 13: Исключения, определённые пользователем
<?php class WeirdProblem extends Exception { private $data; function WeirdProblem($data) { parent::exception(); $this->data = $data; } function getMessage() { return $this->data . " вызвало какое-то странное исключение!"; } } ?>
Потом, для возбуждения определённого вами исключения используйте конструкцию throw new WeirdProblem($foo); если исключение происходит внутри блока try{}, то PHP5 передаст управление в "catch"-блок для обработки.
Пространства имён
В целях удобства классы и функции могут быть сгруппированы в пространства имён (namespaces).
Примечение: разработчики отказались от поддрежки этой возможности.
Пример 14: Пространство имён
<?php namespace Math { class Complex { //...код... function __construct() { print("привет"); } } } $m = new Math::Complex(); ?>
Обратите внимание на синтаксис использования именного пространства для обозначения класса, объект которого мы создаём. Пример практического применения: создание одноимённых классов в разных именных пространствах; при этом классы делают отличную друг от друга работу (имея одинаковый интерфейс).
Оставить комментарий
Комментарии
К примеру одним из параметров класса явл ассоциативный массив. Желательно работа с ним через методы реализ в классе а не напрямую, что снижает риск переписыванием кода при изменении ТЗ, к примеру вместо массива будет БД.
В целом краткая и содержательная статья. Спасибо Данилу Миронову.
К примеру одним из параметров класса явл ассоциативный массив. Желательно работа с ним через методы реализ в классе а не напрямую, что снижает риск переписыванием кода при изменении ТЗ, к примеру вместо массива будет БД.
В целом краткая и содержательная статья. Спасибо Данилу Миронову.
Вот еще один петешественник во времени...
Давно уже php5 арод юзает.
Хостеры правда тупят но это уже другой вопрос.