TClientSocket & TServerSocket
http://devoid.com.ua/
В C++Builder 6 для передачи какой-либо информации по сети удобнее всего использовать компоненты закладки Internet: TClientSocket и TServerSocket.
Чтобы лучше разобраться в работе этих компонентов я предлагаю написать простенький сетевой чат, на примере которого можно будет легко увидеть компоненты в действии.
Для начала создадим новый проект(File->New->Application), поместим на форму компоненты:
TClientSocket и TServerSocket , чтобы наша программа могла быть и клиентом и сервером (не одновременно конечно ;) ).
Далее разместим компонент TMemo (закладка Standart) - в нем как вы догадались будет отображаться текст чата.
Следующим на форму нужно кинуть компонент TEdit (Standart) - в него мы будем писать текcт, который нужно отправить собеседнику.
Ну и конечно тяжело обойтись без кнопки отправить - кидаем на форму TButton . Кроме того что уже есть на форме, нам еще понадобится три кнопки и два эдита (TEdit) (их назначение описывается по ходу обращения к ним) .
Итак, на форме :
ClientSocket1 и ServerSocket1 Memo1 Edit1,Edit2,Edit3 Button1,Button2,Button3,Button4
Теперь изменяем свойства:
Button1->Caption на "Отправить" Button2->Caption на "Создать" Button3->Caption на "Соединиться" и Button4->Caption на "Отключить" .
Убираем текст во всех Эдитах . Свойство Memo1->ReadOnly = true ,
ClientSocket1->Host - нужно написать IP-адрес сервера к которому вы будете присоеденяться
(IP-адресс устанавливается в настройках соединения Windows), если прописать 127.0.0.1 , то вы будете конектиться к себе на компьютер (так удобно делать, когда проверяешь на работоспособность свою программу. Запустив ее дважды, одна клиент с 127.0.0.1 , а другая сервер !) если же вы коннектитесь к другу, то заранее договоритесь какой будет Ай-Пи-адрес (143.0.0.5 - например). Но для того чтобы Ай-Пи -адресс можно было легко сменить, мы и положили на форму один из Эдитов, его текст при коннекте и будет отвечать свойству ClientSocket1->Host и ClientSocket1->Address .
В свойстве ClientSocket1->Port и ServertSocket1->Port - должны стоять одинаковые значения, чтобы Сервер и Клиент прослушивали и работали на один порт . Число можно выбрать любое (1024 например).
Кнопку "Отключиться" изначально нужно сделать недоступной(Enabled = false)так как вначале отсоеденяться нам нет от кого .
Дальше опишем обработчики событий для кнопок "Создать", "Соединиться", "Отключить" .
Кнопка "Создать" - активизирует сервер. Он начинает прослушивать порт на коннект со стороны клиента .
void __fastcall TForm1::Button2Click(TObject *Sender) { ServerSocket1->Active = true ; // Делаем недоступную "Соединиться" (так как мы уже сервер) Button3->Enabled = false // Делаем доступную "Отключиться" (понятно зачем) Button4->Enabled = true Memo1->Lines->Add("Сервер создан") ; }
Так наша программа стала сервером !
Давайте опишем клиента!(Кнопка "Соединиться")
В Edit3->Text впишите 127.0.0.1 - предполагается что тестироваться будет на одном компьютере (что б других не заморачивать:)
void __fastcall TForm1::Button3Click(TObject *Sender) { Edit3->Text = ClientSocket1->Host // Присваиваем Клиенту Ай-Пи из Эдита Edit3->Text = ClientSocket1->Address ServerSocket1->Active = true ; // Делаем недоступную "Создать" (так как мы коннектимся) Button2->Enabled = false // Делаем доступную "Отключиться" (понятно зачем) Button4->Enabled = true }
Вот Вы и написали тот минимум который надо для освоения компонентов !
Но кто хочет останавливаться ? А чат доделать ! Правильно пишем дальше:
Дальше будем описывать свойства компонентов Клиента и Сервера OnConnect (когда присоединился) .
void __fastcall TForm1::ServerSocket1ClientConnect(TObject *Sender, TCustomWinSocket *Socket) { Memo1->Lines->Add("Клиент присоединился"); }
Это когда вы сервер и к Вам присоединились, на Мемо появится надпись !
Для клиента почти так само :
void __fastcall TForm1::ClientSocket1Connect(TObject *Sender, TCustomWinSocket *Socket) { Memo1->Lines->Add("Вы присоединены"); }
Понятно, да ? Отлично , дальше остается только рассказать Вам зачем Edit2 на форме и описать кнопку "Отправить" .
Итак, Эдит2 нам нужен для Вашего ника ! Ведь какой чат без ника !
Теперь самое главное - описание кнопки "Отправить :
if(Edit2->Text == "") ShowMessage("Введите Ваш ник !"); return ; } if(Edit1->Text == "") { ShowMessage("Введите текст который надо отправить"); return ; } //Это была обработка исключительных ситуаций , типа пустых строк ввода ; Memo1->Lines->Add(Edit2->Text+":: "+ Edit1->Text) ; if (ServerSocket1->Active == true) { ServerSocket1->Socket->Connections[0]-> SendText(Edit2->Text+"::"+Edit1->Text); } else { ClientSocket1->Socket->SendText(Edit2->Text+"::"+Edit1->Text);} Edit1->Text = "" ; }
Теперь разберемся с этой кучей кода :
//добавляем свое сообщение себе в Мемо Memo1->Lines->Add(Edit2->Text+":: "+ Edit1->Text) ; if (ServerSocket1->Active == true){ServerSocket1->Socket-> Connections[0]->SendText(Edit2->Text+"::"+Edit1->Text)};
Если мы сервер, то посылаем нашу строку первому в списке клиенту ( чат розщитан на двоих ) , иначе :
else { ClientSocket1->Socket->SendText(Edit2->Text+"::"+Edit1->Text); }
Посылаем строку серверу !
Независимо от того кто мы (клиент-сервер)
Очищаем Эдит1 :
Edit1->Text = "" ;
Также надо описать прием информации и занесение ее в Мемо1. Делается это обработчиком события OnRead у TClientSocket и TserverSocket :
void __fastcall TForm1::ClientSocket1Read(TObject *Sender, TCustomWinSocket *Socket) { Memo1->Lines->Add(Socket->ReceiveText()) ; } void __fastcall TForm1::ServerSocket1ClientRead(TObject *Sender, TCustomWinSocket *Socket) { Memo1->Lines->Add(Socket->ReceiveText()) ; }
Вот вроди бы и все. С TClientSocket и TserverSocket разобрались , а кого заинтересовала тема чата, заходите в раздел "Мои программы" И качайте доделанную мной, с большим колличеством настроек программу вместе с исходниками.
Оставить комментарий
Комментарии
ServerSocket1->Socket->Connections[0]-> SendText(Edit2->Text+"::"+Edit1->Text);
Может кто-то подскажет в чем ошибка?
Но все же, автору спасибо!
Очень хорошая статья. Мне, как человеку, который ни разу не писал подобные приложения и не работал в среде Builder, было очень легко разобраться. А ошибки - это чтобы избавиться от бездумного копирования. Не так ли? :)
С помощью 2 элементов чат - это самое простое решение и это супер.
Что касается ошибок, то в принципе они понятны и лёгко устранимы.
Хотя при первой проверке их можно и не заметить. Кстати не понимаю зечем их надо было делать(ведь явно в начале был скопирован код а потом добавлены исправления).
Кнопка соединится.
void __fastcall TForm1::Button3Click(TObject *Sender)
{
ClientSocket1-> Host=Edit3->Text;
ClientSocket1-> Address=Edit3->Text;
ClientSocket1-> Active = true;
}
P.S. Зачем в статью для начинающих вставлять кучу "мусора":
обработку исключительных ситуаций и какую кнопку делать доступной/ недоступной. И тем более повторяющийся код писать не стоило. Можно и запутатся.